Добро пожаловать в подкаст «Литература и русский»! Этот подкаст поможет вам изучить новые слова и грамматику в контексте мировой и русской литературы. Эпизод восьмой. Маленькие рассказы. Лев Толстой. Грамматика и лексика в этом эпизоде на уровне А2 по шкале CEFR.
Здравствуйте, дорогие слушатели! Знаете, недавно к нам приезжали наши друзья и у них есть дочь. Их дочери примерно 3 года. Она очень умная и хорошая девочка! Конечно, мы с ней играли. Конечно, как и все дети, она очень активная — она бегала, прыгала, хотела играть. В какой-то момент я не знала, что делать дальше — потому что у нас дома мало игрушек, мало детских книг. Я открыла интернет и включила ей аудио-сказку “Снежная королева”. В этой сказке очень красивая музыка, диктор очень красиво говорит. Знаете, я даже сама начала слушать эту сказку. И вдруг девочка начала повторять слова. Это были сложные слова и сто процентов она еще не знает, что они значат. Но она их повторяла и повторяла. В этот момент я подумала: «О Боже! Как дети быстро запоминают слова!». Почему взрослые не могут быстро запоминать слова? И почему, когда взрослые хотят выучить новый язык, они должны учить его в поте лица. В поте лица — это значит очень сильно работать, очень много работать, чтобы что-то сделать. Но история не об этом, история о том, что в тот день я вспомнила, какие сказки и какие рассказы мне читала моя мама. Я вспомнила, что моя мама мне читала “Маленькие рассказы” Льва Толстого. Да-да Лев Толстой тот самый писатель, который написал романы «Война и мир» и «Анну Каренину». Но еще он написал рассказы для детей. И сегодня я вам хочу рассказать про два моих самых любимых рассказа.
Давайте послушаем.
Первый рассказ называется "Косточка". Мама купила сливы. Сливы — это фрукты. Мама попросила детей не есть сливы до обеда. Мальчик Ваня иногда не ел слив, но он очень хотел попробовать. Он ходил-ходил мимо слив, очень хотел попробовать сливы. И он не выдержал и съел. Не выдержал — он пытался этого не делать, но потом сделал. Мама начала считать сливы после обеда. Она считает-считает и понимает, что одной сливы не хватает. Что значит не хватает одной сливы? Есть все сливы, но нет одной сливы.
Папа спрашивает детей: "Дети, вы ели сливы?"
Дети говорят: "Нет, папа, мы не ели сливы".
Папа продолжает: "Ничего страшного, если вы съели сливу. Это не страшно, это не проблема. Проблема в том, что в сливах есть косточки. И если вы съедите косточку, то вы умрете через день".
Это сказал папа.
Мальчик Ваня очень испугался и сказал: "Нет, я косточку не ел".
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Вы, наверное, поняли что такое «косточка». Косточка — зерно в фрукте. Обычно мы не едим косточки, особенно, если это большие косточки. И в сливе большая косточка. Кстати, вы что процентов знаете, что такое авокадо. И в авокадо тоже есть большая косточка. В середине авокадо есть большая косточка.
Второй называется "Два товарища". Что значит товарищи? Товарищи — это друзья.
Два товарища идут по лесу и видят медведя. Один товарищ залез на дерево и спрятался, а второй товарищ остался на дороге. Вы можете себе представить ситуацию — вы на дороге и вы видите медведя. Второй товарищ упал на дорогу и притворился мертвым. Притвориться мертвым — не быть в реальности мертвым в реальности, но показывать или можно сказать играть мертвого человека.
Медведь подошел ко второму товарищу, который был на земле и начал его нюхать. Медведь понюхал ему лицо и подумал, что второй товарищ мертвый и медведь ушел. Когда медведь ушел, первый товарищ слез с дерева и начал смеятся. Он смеется и говорит второму товарищу: "Ну, что тебе медведь сказал?"
А второй товарищ говорит: "А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности убегают от своих товарищей". В опасности — это значит, когда опасная ситуация.
А что думаете вы?
Рассказ про косточку мне напомнил мое детство. Ну, знаете, когда родители рассказывают страшные истории детям, чтобы дети не делали плохие вещи. В моем детстве это было. Родители мне врали, чтобы меня воспитать. Воспитать — научить как делать правильно и как делать неправильно. И мы видим, что в рассказе "Косточка" аналогичная ситуация. Отец говорит мальчику, что если мальчик съест косточку, он умрет. Согласитесь, это страшная история и отец говорит страшные вещи. Но отец хотел, чтобы мальчик сказал правду и поэтому отец сам сказал неправду. Второй рассказ "Два товарища", он тоже про мораль. Где здесь мораль? В чем здесь мораль? А в том, что друзьям нужно помогать в беде. В беде — это в сложной ситуации.
А ваши родители обманывали вас? Говорили неправду, чтобы воспитать? И читали ли вам родители истории с моралью?
Темы
Ссылка на подкаст
Автор эпизода
Музыка в эпизоде
Sunday Morning by Maarten Schellekens
Комментарии
Отправить комментарий